"Великий сын униженной России" Фрагменты книги.

Сведения, имеющие непосредственное отношение к жизни и творчеству Игоря Талькова

Модераторы: Александр Зрячкин, наталья, Илья, DmitryChess

Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

"Великий сын униженной России" Фрагменты книги.

Сообщение Л.Даниловцева »

Я решила опубликовать здесь вторую часть своей книги, в которой я собрала все интервью, рассказы, мнения известных и неизвестных людей, участников вечеров памяти Игоря Талькова в Москве и городах России. Эти интервью взяты из видеозаписей концертов, снятых телевидениями после окончания концертов, а так же написанные впечатления участников акций ПАМЯТИ Игоря Талькова.

ВСТУПЛЕНИЕ.

( 31 декабря 2005 г. )
О, уходящий год, с тобою расстаюсь я,
Отдав тебе тоску, утрату и печаль.
И памяти свечу зажгу и помолюсь я,
За тех, с кем разлучила звезды манящей даль.

Я в Новый год шагну с надеждою высокой.
И этот славный год певцу я посвящу.
Пятнадцать лет назад покинул Землю СОКОЛ.
Я все пятнадцать лет о гибели ропщу.

Из памяти людской я Альманах составлю,
К могильному кресту его я положу.
Певца святую душу, талант его восславлю,
И все, что испытал он, я людям расскажу.

Поздравлю, преклоняясь, с пришедшим Юбилеем,
Ведь он уже б полвека отметил, но, увы.
Мы за его Россию страдаем и болеем,
И рады, что Тальков не избежал молвы.

Молва не затихает, ведь память бесконечна.
Несут цветы к могиле и там лампадки жгут.
И грустные глаза с портрета видят свечи,
Он слышит как "Россию" поклонники поют.

Прослушаю куранты и встречусь с годом Новым.
И поклянусь пред Богом проект осуществить.
Год это назову в честь ИГОРЯ ТАЛЬКОВА!
Мы не смогли сберечь, но сможем не забыть.
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

« - Где лебеди?
-А лебеди ушли.
-А вороны?
-А вороны остались.
-Куда ушли?
-Куда и журавли.
-Зачем ушли?
-Чтоб крылья не достались»

Марина Цветаева
1918 год

Вчитавшись в эти уникальные стихи Марины Цветаевой, сердце мое сжалось, заболело, как в тот страшный день, когда пришло сообщение из Санкт-Петербурга о гибели певца, поэта, композитора Игоря Талькова. Минута молчания после прочитанного затянулась надолго. Как созвучны эти стихи с темой моей книги, как точно поэтесса выразила боль утраты.
Великое русское слово, присущее нашим русским поэтам А.Пушкину, М.Лермонтову, А.Ахматовой, Б.Пастернаку, М.Цветаевой, А.Блоку, С.Есенину, Н.Рубцову, Н.Гумилеву, нашим современникам: Б. Окуджаве, В.Высоцкому, В.Цою, И.Талькову, никогда не иссякнет и будет во все времена вести русский народ к свободе и счастью, несмотря на препятствия, сопровождаемые трагедиями и потерями.

Судьба - беда или счастливый случай.
Иль жизнь, иль смерть, как Бог решит за нас.
А он к себе уносит самых лучших,
Кого так не хватает нам сейчас.
Дай, Бог, чтоб оборвалась вереница,
В загробный мир отозванных гонцов.
Молюсь за них, но не могу смириться,
Высоцкий, Цой, поверженный Тальков...
Смерть велика, но ПАМЯТЬ все же выше,
Струится луч по рамке на стене.
Ему не дали выстоять и выжить.
Печальный облик светится в огне.
Боль Родины в его осталась сердце,
Его стихи звучат в моей душе.
Кляну судьбу, позволившую смерти,
Прервать полет на звездном вираже.
Полет ЗВЕЗДЫ, полет крылатой ПТИЦЫ,
Полет Надежды, Веры и Мечты,
Которым не придется воплотиться,
Достигнуть еще большей высоты.
Эта книга родилась не случайно, не стихийно… Она выстрадана и выношена в течение 15 лет со дня гибели Игоря Талькова - нашего выдающегося современника, истинного сына России, борца за справедливость, беспощадно убитого в момент своего творческого взлета. Эта книга – исповедь, книга – благодарность Игорю за его патриотизм и самопожертвование, за его любовь к своему народу и к Великой России. В ней я постаралась уместить и передать свою радость и гордость от прикосновения к творчеству нашего великого современника, выходя на сцену к его зрителям, к его любимой и любящей публике, неся в своих стихах ПАМЯТЬ и ПРЕКЛОНЕНИЕ перед этим удивительным человеком, певцом, гражданином.
Так складывается жизнь, что уходят из жизни талантливые люди, как правило, очень рано, неожиданно. Так ушли композиторы Е.Мартынов, В.Резников, В.Мигуля, многие поэты, актеры, музыканты. Их уход всегда в моей душе сопровождался болью утраты, переживаниями, грустью, волнением, но не более. Песни, написанные ушедшими от нас В.Высоцким и В.Цоем, были очень непохожими ни по стилистике, ни по манере исполнения, но очень содержательными. Этих авторов разделяли целое поколение, годы, темы, но объединяла любовь к своему народу, к переменам к лучшему, желание помочь разобраться в происходящем. Но это были не те песни, которые бы привели меня к ПРОЗРЕНИЮ, к переоценке тех ценностей, которые меня окружали много лет…
Когда я услышала по телевизору, что «вчера в Санкт-Петербурге во время концерта в ДК «Юбилейный» убит певец и композитор Игорь Тальков», реакция на это известие была неожиданная и для меня и для моих родных: страшная боль внутри, слезы, переросшие в рыдания. Затем, более недели постель, невесомость в теле, провалы сознания, во время которых длинный туннель, воронка, вращающаяся во мне. Рядом врач, уколы, родные, которым не была понятна причина такого моего состояния.
Я не смогла ни проститься с Игорем во «Дворце Молодежи», ни поклониться его могиле во время похорон. По каналам телевидения показывали репортаж из «Дворца молодежи», где нескончаемым потоком шли россияне, чтобы отдать последнюю дань памяти и преклонения своему любимому певцу, поэту, музыканту. Выступающие на панихиде коллеги Игоря, выражали свое негодование о случившемся за кулисами «Юбилейного», соболезновали родным и близким певца. С глубокой скорбью они говорили об ушедшем коллеге, друге, человеке. Из видеозаписи панихиды во «Дворце молодежи»:

Певец, композитор Михаил Муромов:
«И здесь, возле гроба, и прежде, мы чувствовали себя солдатами. Мы воевали и продолжаем воевать за песню чистую, смелую, публицистическую, способную взорвать сознание наших соотечественников, раскрывать им глаза на жизнь, отзываться душой на искреннее чувство. А то, что произошло в Питере – подлая пакость!»

Певец, композитор Юрий Антонов:
«Я давно хотел написать на стихи Игоря песню. Это мой единомышленник. Его взгляды я полностью разделял и вместе с ним верил, что Россия воспрянет ото сна. Еще хочу добавить, что убийство артиста на сцене – показатель полнейшей деградации и безнравственности общества. Это трагическое событие не должно уйти в песок, потеряться в нашей памяти, как это, к сожалению, уже не раз бывало».
Подобных выступлений было много. Боль и скорбь переполняла души людей, прощавшихся навсегда со своим кумиром.
Первый раз на могилу Игоря на Ваганьковское кладбище я приехала на 40 день после трагедии, привезя с собой первые стихи, посвященные ему. Какая-то внутренняя заглушка выскочила из моей души и вместе со слезами рекой потекли стихи, посвященные убиенному певцу. Они были написаны 16 октября 1991 года.

Ты был частицей нашей русской боли,
Да, был, как жутко это говорить.
С одной гитарой ты на поле боя,
Решил Россию грудью защитить.

Ты выбрал путь прямой, без поворотов,
По лезвию острейшего ножа.
Один из малой группы патриотов,
Рискнувший правду людям рассказать.

Эх, ты - рисковый, мужественный, честный,
Не пощадивший молодость свою,
Сменивший чистопрудную известность,
На обличенье грязи колею.

Мечтавший видеть Родину свободной,
Поздравить с Днем рождения Страну.
За боль и слезы русского народа,
Сознательно ушедший на войну.

Прости нас, Игорь, за твою потерю,
Мы не смогли беду предотвратить.
Ты в нас вселял Добро, Любовь и Веру,
Учил, как надо Родину любить.

Ты твердо верил в наше пробужденье,
К борьбе за Правду страстно призывал
НАС, то обманутое поколенье,
Чью гениальность в песнях воспевал.

Ты стойко принял участь ПРОМЕТЕЯ,
Раздав всем нам ОГОНЬ СВОЕЙ ДУШИ.
Уйдя туда, в бессмертную аллею
Таинственной Ваганьковской тиши.

Ты как пророк судьбу свою предвидел,
Назвав себя "таинственным гонцов",
Ушел от нас в ту мирную обитель,
Куда ушли Высоцкий, Пушкин, Цой.

Пусть вам пуховым покрывалом станут
Родной земли бескрайние поля,
Гвоздики, розы, гордые тюльпаны
Вам преподносит русская земля.
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

В годы «перекройки», как обозвал Игорь Тальков перестройку, сложно было сохранить гармонию в душе. Вдумчивый, интеллектуальный, четко мыслящий и ранимый, живущий обнаженными нервами, Игорь Тальков, словно барометр, остро реагировал на все, что делали с народом и со Страной. Как он надеялся на перемены, как много сил, эмоций, времени отдавал изучению нашей истории, как ярко и понятно он обо всем этом рассказывал со сцены. Он – русский человек, и это многое объясняет, по-другому он жить не мог! Как он надеялся, что Россия, наконец, вырвется из преисподней.

«Покажите мне такую страну,
Где детей заражают,
Где солдат заставляют стрелять
В женщин и стариков.
Покажите мне такую страну,
Где святых унижают,
Где герои – ветераны войны –
Живут хуже рабов».

Россия – страна, где живая, непосредственная эмоция почти всегда оказывалась сильнее, активнее рационального взгляда, прагматического подхода. Отсюда, видимо, многие наши беды, провалы, катастрофы, кошмары чудовищных бунтов и безумных революций. Но отсюда и наше умение «вынести все», заново возрождаясь, когда, кажется, это немыслимо. Отсюда и любовь к живой жизни, красота, которая движет людьми. Игорь пишет в книге «Монолог»:

«Песня – это кратчайший путь к сердцу и уму человека»

Но все запутывалось еще больше, даже после путча, который был уже позади. Я благодарна старшему брату Игоря - Владимиру, который однажды показал мне видеозапись концерта в Воркуте, который состоялся в КОНЦЕ СЕНТЯБРЯ 1991 года. Я несколько раз, обливаясь слезами, смотрела этот концерт. Страшно представить себе состояние души певца, переполненного негодованием и бессилием одновременно, болью и желанием «максимально донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит душа», как писал он в своей книге «Монолог».
Во время концерта Игорь говорил со сцены (хронометраж видеозаписи):
« Я ушел на войну в 1975 году, до 87 года воевал в подполье, с 87 года я вышел на сцену со своими социальными песнями. Даже сейчас программы Центрального телевидения отказываются показывать ролики, которые были отсняты в 87,88 и 90 годах.
Моя мама постоянно мне говорила: - «Игорь, пожалуйста, пой лирику, пой о мире, у тебя же много лирических, красивых песен, зачем тебе эта политика. Ну, посадят тебя, ну убьют, никому от этого легче не будет…»
Я отвечал маме примерно так: - Когда свернут шею коммунистам и Ленина выкинут из Мавзолея, тогда я буду петь только о любви и мире.
19, 20, 21 августа, в события, о которых вы все знаете, свернули шею коммунистам, но то, что происходит после путча, не дает мне пока что основания отказаться от песен политического содержания и петь только о любви. Поэтому война еще не закончена».

С какой настойчивостью он, исполняя песню «Господин президент», поет строчки:

«Мы хотим Вас попросить поскорее заменить
На отечественный герб ненавистный людям серп и молот…»

А во время исполнения баллады «Бывший подъесаул», добавляет:
«Даже коммунисты вспоминают о Боге перед смертью…»
Как это было важно для Игоря!
С какой болью и надрывом исполняется песня «Россия». Такое ощущение, что внутри певца натянута какая-то мощная и звонкая струна, натянутая до последнего натяга. С какой гордостью он надевает китель царского офицера, застегивая его до последней пуговицы. Игорь умел нести себя в этом образе, потому что был живым воплощением благородства, дворянства, офицерства в лучшем понимании этого. И в финале песни он, выкинув руку вперед, произносит громко, страстно:
« РОССИЯ - БЕЗ КОММУНИСТОВ!!!!!!!!!!!!!!» Это прозвучало, как его ЗАВЕЩАНИЕ нам, живущим на этой земле, в этой Стране.

После концерта, Воркутинское телевидение задало Игорю несколько вопросов, на которые он охотно отвечал.

- Игорь, я знаю, что раньше Вам навешивали ярлыки «антисоветчика». Чем было вызвано такое острое неприятие нашей советской системы, которая сегодня уже терпит крах?

- Я думаю, что любой нормальный человек не может относиться индифферентно к этой системе, потому что система направлена на уничтожение человека, на деградацию, дегенерацию. Поэтому только дегенераты могут принимать ее и чувствовать себя в этой системе нормально, как рыба в воде. А нормальный человек, если он не дегенерат, будет протестовать всегда.

- А где Вы находились и что делали в то время, когда был путч?

- Мы работали концерты в г. Кирове. Конечно, опасность была. Мы не знали, чем дело кончится. И нам 20 числа сообщили из Санкт-Петербурга, с которым мы держали связь, что Белый дом обречен. Что большие силы задействованы. Что КГБ на готове, что ситуация безнадежна. Мне так сообщили. Мы посоветовались с музыкальным руководителем, с нашими артистами и решили, что ничего не будем менять в своей программе. У меня была мысль вместо КПСС спеть КУ-КУ, КУ-КА-РЕ=КУ или еще как-нибудь, что люди поймут. Но сами понимали, что это делать не имеет смысла. Мы практически ничего не меняли и работали по полной программе. Кировские ОМОНовцы, надо отдать им честь, пришли к Цирку, в котором мы выступали, и сказали, что если КГБ придет меня арестовывать, то они будут меня защищать. Это было 20 августа.

- До Воркуты дошли такие слухи, что после того, как закончился путч, Вы объявили голодовку. Это правда? И если, да, то какова была ее цель?

- Я объявил голодовку спонтанно. Я не знал, как это делается. Что надо подавать какое-то заявление в парламент и т.д. Я просто приехал на Красную Площадь, сел у Мавзолея, пел свои политические песни. Меня пыталась прогнать милиция, но не смогла. Единственное, что они мне запретили, это петь. Я сидел у Мавзолея, вокруг меня собралась большая толпа. Люди спрашивали, почему я здесь сижу. Я сказал, что я не буду есть до тех пор, пока Ленина не вынесут из Мавзолея. Просидел я там часов 5, до вечера. Итальянское телевидение снимало, нашего телевидения не было, никто не приехал. Затем пришли представители Демроссии и сказали мне, что если стемнеет, и я с площади не уйду, то возможны провокации. Что коммунисты этим воспользуются. Те же путчисты, которые затаились, используют этот момент для того, чтобы спровоцировать бойню. Только уже на Красной Площади. И тогда уже обвинят меня в том, что это я справоцировал эту бойню. Все это звучало достаточно убедительно. И я покинул свой пост у Мавзолея. Меня привезли в Моссовет. Я там попел ребятам, которые находились у Моссовета, а 19-20 августа защищали Белый Дом. Затем пел на баррикадах, которые еще не растащили в то время. Так закончилась моя голодовка

- Игорь Тальков, на Ваш взгляд, больше певец или борец?

- Я очень люблю петь, без сцены, без пения вообще жить не могу. Что касается борца, как сказал наш Великий Пушкин: « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Вот это гражданское во мне, чему я очень рад, ЖИВЕТ. Это не пафос, это не конъюнктура. Любому человеку, который приходит на мои концерты, это ясно. Я рад, что меня волнует судьба моей Родины, что я не индифиренден. Я очень этим горд. А петь я люблю и о любви, и просто какие-то дансинговые песни. Та же «Звезда», она же не политическая. А я люблю ее исполнять.

В этом интервью столько искренности и боли, присущей Игорю в последние месяцы, дни, часы перед уходом. Творческие люди вообще сочнее и ярче воспринимают действительность. А если художник в широком понимании этого слова, то есть певец, актер, поэт прикасается к политике, становится борцом за справедливость, это, как правило, кончается очень печально. Есть много примеров не только в России, но и за рубежом.
Всеми нами любимый певец из Америки Дин Рид, знакомый нашему зрителю и как актер. В немецких вестернах он успешно играл романтических героев. Он и погиб на съемочной площадке в 1986 году при странных обстоятельствах. Умеющий плавать актер, утонул в озере. Много лет тянулось преследование певца, который стал символом свободы и молодости для миллионов людей. Он попал за решетку, по официальной версии – за хулиганство. Дело в том, что к тому времени Дин, ознакомившийся с марксистскими идеями, серьезно увлекся мыслью о мировой коммунистической революции. Он выступил против войны во Вьетнаме, а также против военной помощи режиму хунты в Панаме и Сальвадоре. Он стал организатором отправки гуманитарной помощи колумбийским повстанцам и голодающим детям Никарагуа. А затем разработал программу «Молодежь в борьбе за мир», лауреатами которой стали тысячи молодых исполнителей из 180 стран. В 1965 году Дин Рид посетил СССР по приглашению ЦК КПСС. А Вы представляете себе, что это значило для тех, кто не приветствовал коммунистический режим?
Особой болью и утратой для России стала гибель всеми нами любимого артиста разговорного жанра, настоящего самородка, настоящего деревенского мужика, искреннего, доброго человека – Михаила Евдокимова. Взвалив на себя роль Губернатора Алтайского края, в котором родился и вырос, Михаил пожертвовал своей профессией. Его до сих пор любят и помнят как неподражаемого рассказчика, писателя, юмориста и человека. Как нужно было сильно любить свой Край и своих земляков, чтобы отказаться от всенародной любви своих зрителей ежеминутно, ежечасно, что так важно для творческого человека. Признание, аплодисменты, глаза зрителей, которых было миллионы, остались по ту сторону рампы. Наступили страшные, тяжелые, жестокие будни в кресле Губернатора, и развязка была естественна:

Успокоили, отлучили,
Убедили навек замолчать.
Снова к осени траур в России.
Снова русским, прощаясь, рыдать.
Вспоминать мужика-самородка,
С ним смеяться сквозь слезы и выть.
Бесполезно с властями бороться.
Там, где жизни умеют лишить.

Все эти примеры дополняют мою мысль о том, что творческий человек создан творить прекрасное. Но, не зря Игорь Тальков в своем интервью Воркутинскому телевидению, привел высказывание великого Пушкина. Не все могут молчать, да и не стоит, если болит и кричит душа. Все равно не спасешься, все сгорит внутри от этой боли, лучше ее выплеснуть, высказать, поведать тем, кто не задумался над происходящим вокруг.

Продолжение следует...
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

Я с нескрываемой нежностью отношусь к сыну Игоря Талькова - Игорю, которому сегодня уже почти 25 лет. За эти 15 лет, Игорь-младший периодически находится у меня перед глазами, начиная с первых дней моего появления на могиле его отца; всегда вежлив и обходителен с пришедшими на могилу поклонниками, серьезен и отзывчив. Он не один раз в детские годы приезжал в сопровождении своей бабушки – Ольги Юльевны, на наши концерты памяти папы, и выходил вместе с ней на сцену. Первый такой выход был в зале Культурного Центра на Лубянке в 1994 году, затем в Рязани в ноябре 1995 года, в Москве - в октябре 2002 года, где впервые исполнил свою песню памяти отца. Мне давно пришла мысль, что именно в детях наше бессмертие. Они – частичка нас, кем бы мы не были, какое бы духовное наследие мы не оставили. Игорь Тальков-младший действительно унаследовал талант и чуткую душу, потеряв отца в детстве. Он обращается к нему в приложении к своему первому диску песен, который называется «Надо жить!», с такими словами:
«Спасибо за помощь в текстах, я до сих пор не понимаю, откуда они берутся… Я всегда буду восхищен твоим талантом и клянусь, что буду делать все, чтобы тебя помнили!».
А жить Игорю сегодня сложно. Он унаследовал от знаменитого отца не только талант, но и ношу его популярности. Зрители, поклонники Игоря Талькова-старшего невольно сравнивают сына и отца. И это неизбежно. Быть Игорем Тальковым не только большая честь, но и огромная ответственность перед памятью отца, и, прежде всего, перед собой. Сын справляется с этим наследием. Песни, написанные им, наполнены содержанием, умными, серьезными и глубокими размышлениями о нашей жизни. В его стихах боль и сострадание, разочарование и оптимизм, любовь и жажда жизни.

«Неся свой крест, не жди Голгофы,
Не обязательно так быть.
А коль судьба истерла стопы –
Не торопись свой крест валить!
Кто не находит здесь себя,
Тот, проживя, не прожил жизни!
Кто побеждает сам себя,
Тот будет жить и после жизни!
Надо жить!
А жизнь, это земля,
Посеяв в ней себя,
Ты расти будешь.
Жить!
А жизнь – это моря,
Плыви без корабля и не только
Себя разбудишь.
Надо жить!»

Слушая песни Игоря-младшего, я порадовалась его сотрудничеству с популярными певцами и музыкантами, которых он искренне благодарит в приложении к диску за их участие в его творческом становлении, как музыканта, певца, поэта. Это меня тронуло до глубины души. А сколько благодарности звучит в его обращении к своим самым любимым людям.
«Благодарен моей бабушке Ольге Юльевне за воспитание. Во многом благодаря тебе, я стал таким, какой есть».
«Дядя Володя, ты во многом заменил мне отца…».
Игорь-младший – достойный сын своей мамы - Татьяны Ивановны Тальковой. Об этой женщине я не могу писать без глубокого уважения, преклонения перед ее верностью, любовью и мужеством. Низкий поклон ей за такого прекрасного сына и за преданность своему любимому человеку, которого нет рядом уже 15 лет.
«В первую очередь, я благодарен своей маме. За ее титаническое терпение и поддержку. Удивляюсь сложной судьбе этой прекрасной женщины, если учесть, что с музыкантами, с отцом и мною, мягко говоря, жить сложно. Мама, спасибо тебе за все, ты самая сильная женщина из всех! Прости меня за все».
Это и есть БЕССМЕРТИЕ, которое продолжается в сыне. Очень хочется пожелать Игорю Талькову-младшему сохранить в себе тот стержень, который помогает ему жить, справляться с жизненными и творческими препятствиями, мужественно преодолевая их. Мне хотелось бы пожелать Игорю пронести через все невзгоды гордость за своего отца, исполняя его песни на своих концертах. Желаю ему счастливой творческой судьбы, гармонии и счастья в душе, любви и понимания близких людей.


Продолжение следует...
Марта
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт 23-01-2007 16:14

Сообщение Марта »

Л.Даниловцева писал(а):как сказал наш Великий Пушкин: « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Я извиняюсь, но хочу внести маленькую поправку, эти строки принадлежат не А. С .Пушкину, а Н. А. Некрасову.
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

Принимаю замечание. Сейчас пробежалась по инету и попыталась уточнить. Действительно, эта фраза Некрасова, но нашла одну статью, где ведется спор по этому поводу. Пусть она принадлежит тому, кто ее написал когда-то. А что касается этой фразы в моем повествовании, то это хронометраж видеозаписи интервью И.Талькова Воркутинскому телевидению. Игорь тоже мог ошибиться, а я не придала этому значения при пусликации его интервью.
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

Очень жаль, что взлет Игоря Талькова как поэта, певца, музыканта, пришелся на перестроечный период в нашей Стране.
Для России это были все еще годы веры в то, что крушение советской системы, крутая ломка прошлого принесут стране благо. Политика еще активно властвовала над умами и сердцами наших соотечественников, не ведающих, что политические игры, необузданное тщеславие, корысть и вседозволенность в верхах уже ввергала Россию в трагические перепития. На арену рвалась новая генерация, многие ее представители скоро стали теми, кого сейчас называют «новыми русскими». В то время они уже подсознательно готовились к крутому прыжку. Но тогда их намерения, амбиции, их энергия и жажда занять определенное место в социальной сфере, обладая капиталом, любя комфорт и добиваясь именно таких житейских благ, были связаны по рукам и ногам советской системой. Только в торговле и сфере обслуживания люди каким-то образом могли чего-то добиться, потому что дипломы высшего учебного заведения, «корочки», которые прежде во многом определяли остальную жизнь человека, оказывались малозначительным моментом в поисках места в жизни. Сокращенные с рабочих мест врачи, инженеры, ученые ринулись в бизнес, где их не спрашивали, «что они заканчивали», а снисходительно предоставляли места на рынках и базарах, так называемых «местах под солнцем». Россия уже училась ценить силу и прелесть наличия тугого кошелька.
Но Россия еще не ощущала масштабы потерь в плане духовном и нравственном, когда жажда денег пожирает ум, чувства, крушит мечты. Когда Россия теряет свое лицо, уподобляясь захолустному американскому штату, где комиксы давно заменили Толстого, Достоевского, Чехова, Шекспира. Нравственное чувство настолько помутилось, что для многих совесть больше вообще не ставилась в счет, а человечность стала раритетом, почти истребленным.
Как важно было остаться человеком, свободным от связей с грязным, душным миром капитала, от купли-продажи всего, что только есть, в том числе и себя самого. Только человек незаурядный, талантливый, ищущий, наиболее чуткий к нарастающим общественным катаклизмам, уже откровенно дававшим о себе знать ощутимыми колебаниями и выплесками, непокорный и не желающий гнуть шею ни перед кем, мог сохранить в себе мужество и достоинство. Таким был Игорь Тальков. Особое нервическое состояние, мужество, печать интеллигентности, лежащая на облике поэта, его гражданственность помогали ему жить в те сложные для России годы. Хотя именно в этот период Игорь много гастролировал, показывая свою новую программу «СУД», рассказывал со сцены об истории России, надеясь, что гласность навсегда обосновалась в душах людей и ничто ей не грозит. Его путь был тернист и сложен, он шел сквозь жесткое горнило непонимания и выстоял потому, что шел, зная, чего хотел и что мог.

«Сцена
Я дошел до тебя. Вот стою и пою наконец-то.
И убежден, что занял по праву свободное место.
Ну, а происки слуг преисподни
Не страшны нам с тобою сегодня.
Наше время пришло!
Да поможет нам Сила Господня!»

Единственным багажом в этом тернистом, тяжелом пути к самому себе были Вера, Надежда, Любовь. Игорь был популярен в годы перестройки, потому что не был ни на кого похож, был слишком целеустремленным и талантливым человеком, не идущим на компромисс с совестью. Тема перелома, кризиса, выбора, поиска нового пути уже звучала в литературе, театре, живописи, в кинематографе. Самые смелые в таком самовысказывании авторы оказались гонимыми, уезжали за рубеж, как Андрей Тарковский, Юрий Любимов и т.д. Но Игорь никуда не уехал, хотя очень хорошо передал свое внутреннее состояние в песне «Уеду!»

«Я столько грез посеял
И столько нервов сжег,
Пока к заветной цели
Сквозь все преграды шел.
И вот пришел отчасти
И посмотрел вокруг.
Но ожидаемого счастья
Не обнаружил вдруг.

Завтра уеду,
Махну на все рукой.
Завтра уеду
Искать покой.
Завтра уеду,
Лягу на грунт.
А те, кто знал меня,
Простят и все поймут.
Уеду!»

Существует такой афоризм «Кто возлюблен Богом, нищ на земле, но не утрачивает света души».
Все эти годы, прикасаясь к творчеству Игоря Талькова и жизни людей творческих профессий, оказавшихся рядом на вечерах его памяти, все чаще прихожу к выводу, что есть на свете до непонятного бескорыстное и оттого, очевидно, вымирающее племя творческого люда на Руси – оно немногочисленно, однако настолько могуче, что щедро заряжает время и современников своей одухотворенностью и началом созидания, и пока мы находимся во власти этого их влияния – мы творчески сильны и богаты.
Есть еще одно актуальное и на сегодняшний день высказывание нашего великого русского писателя Ф.М.Достоевского: «Бог кого очень любит и на кого много надеется, посылает тому много несчастий».
Как оба этих высказывания созвучны с судьбой Талькова.

Продолжение следует...
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

Игорь вписывался в то время, выражая свое поколение, манил своей загадкой, своей индивидуальностью, в которой была какая-то глубокая тайна. Жизнь так устроена, что со временем придут другие люди, хорошие, плохие ли, но другие. А он был единственный, его не заменишь; именно ему удалось по-своему передать в своих песнях и нашу жизнь, и наши надежды, и наше время. Игорь для меня навсегда останется загадкой, тайной, именуемой простым словом талант. Я люблю его стихи, музыку, песни, исторические изыскания, но много больше восхищена им самим – человеком, личностью, его характером.

«Я русский православный человек. Этим и объясняется сочетание несочетаемого в моем творчестве. ЛЮБОВЬ – это стимул жизни, вечный поиск, единственная возможность роста и совершенствования. Мои песни о любви выполняли и продолжают выполнять функции врача-анестезиолога, частично вбирая в себя душевную боль».

И это действительно, так. Игорь был неординарен в своих лирических песнях, очень глубок и внутренне эмоционален, никаких лишних движений, только внутренняя наполненность, ясная и простая глубина мироощущения. Его голос как врачевание, терапия, действовал на слушателей, особенно женщин, созданных для любви и живущих в мире своих иллюзий. В нем светилась живая любовь, живая и глубокая печаль. И живая надежда… Он верил всем, кто его слушал, благодаря их за то, что они разделяли с ним всю его боль, муку, взлеты и падения. Он был рыцарем по отношению к женщине, защитником и опорой, с понятием о чести, достоинстве мужчины, не позволяющим оскорблять женщину и боготворящим ее. В своей лирике Игорь живет в совсем отличающемся ключе – обнаженно, романтично, ведь романтика требует непосредственности, открытых эмоциональных нюансов, ярких оттенков и контрастов. Порой, посетившее чувство, поражало его как удар молнии.


«Скажи, откуда ты взялась,
Моя нечаянная радость.
Несвоевременная страсть,
Горькая, а сладость?
Нарушив мой земной покой,
Ты, от какой отбилась стаи,
И что мне делать с тобой такой,
Я не знаю»

А разве может кто-нибудь ответить на этот вопрос? Порой, не хватает целой жизни, чтобы до конца понять происходящее внутри нас то или иное состояние души.

«Несвоевременность – вечная драма,
Где есть ОН и ОНА».

Когда звучат лирические песни Игоря, уходят прочь гул и суматоха. И светлая грусть наполняет всех знавших и любивших его. Этим песням суждено пронести память о нем дольше и дальше, чем сделаем это мы, жившие когда-то рядом с ним, его родные, близкие, друзья. Я на это всем сердцем надеюсь.
Любовь была стихией Игоря Талькова, но судьба распорядилась так, что на любовь, на ее вечный поиск, у Игоря было отпущено очень мало времени. Не задолго до смерти, в своей книге «Монолог» Игорь все-таки пришел к выводу:

«Рядом со мной – женщина, которая роднее и ближе мне всех когда-либо окружавших и окружающих меня. Она не похожа ни на одну из придуманных мною, но она достойна большой и настоящей любви…

Когда устану уставать
От беспорядочных сомнений,
Я перестану воевать
И упаду в твои колени.

Когда в последний раз сорвусь,
Он близок – этот раз последний,
Я знаю, что не разобьюсь,
Я упаду в твои колени.

Ну, а когда порвется нить
И сгинут разом все волненья,
Меня не надо хоронить,
Я упаду в твои колени».


Но лирика, к сожалению, не занимала основное место в творчестве певца.

«А когда затихают бои,
На привале, а не в строю.
Я о мире и о любви
Сочиняю и пою.
Облегченно вздыхают враги,
А друзья говорят: «Устал…».
Ошибаются те и другие:
Это – привал».


Продолжение следует...
наталья
Модератор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Чт 22-09-2005 23:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение наталья »

У меня такой вопрос - знали ли Вы лично Игоря Владимировича?
Не растеряй себя по дороге жизни!
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

НЕТ, я НЕ ЗНАЛА лично певца, но гибель Игоря слишком изменила мою жизнь, о чем я и пишу в своей книге. А в течение 15 лет, общаясь с родными людьми Игоря, в частноти мамой Игоря Ольгой Юльевной, которая присутствовала на многих моих поэтических программах в Мосве и городах России, я сама уже не верю, что не была знакома лично. Слишком большой архив видеозаписей, интервью, концертов, в которых Игорь искренний и откровенный. Судьба семьи Талькова слишком перекликается с судьбой моей семьи. Очень много совпадений. Видимо, это не случайно. Читайте, эта информация никогда не будет лишней для Вас.
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

В Игоре был огромный потенциал, взорвавший тишину в кажущиеся мирными будни. Он был гражданин и не мог оставаться в стороне от нависшей над Страной угрозы, беспокойства, тревоги: а будет ли завтра?
В своих песнях-балладах он смог создать завершенный образ, органически цельный, когда фрагмент жизни персонажа запечатлен в неразрывной связи с автором. Он был личностью, у него был характер, который выдерживал все, не изменяя ни своим песням, ни своему имиджу.
В годы перестройки в нашей Стране на смену советской эстрады пришел шоу-бизнес.
Слово ШОУ говорит само за себя: фантасмагория света, дыма, все мелькает, переливается, все красиво. Артисты рвутся к вечному блаженству на звездных высотах. Но нет лица актера, нет атмосферы, драматургии песни.
Игорь был певцом номер один, потому что он невероятно артистичен, элегантен, красив и драматургически выразителен. Он был слишком талантлив и многогранен. Он всегда восхищал своей творческой неутомимостью. Он как мощный аккумулятор, заряжал всех вокруг, имея власть над тысячами судеб, характеров, нравов, профессий, сиюминутных настроений, наклонностей и разнообразных до полной несовместимости мироощущений людей, пришедших на его концерты. Он хотел получать удовольствие от процесса жизни, этим объяснялось его жизнелюбие. Он ненавидел ложь, избегал ее и не хотел слышать вранье от других. Игорь пел о любимой Родине, о человеческом достоинстве. Меня поражает его изумительная органика с персонажами его песен. Игорь всегда был честен перед зрителем, выбирая тот или иной образ для исполнения. Выходя на сцену, он избегал блеска, украшений, излишних огней. Весь блеск – это его душа. Бриллиант внутри его. Он его нес людям. Это и было его талантом. Он ничего не делал для славы, он ее допускал, как составляющую профессии. Жизнь Звезды – это не только ковровые дорожки фестивалей, софиты, букеты. Это – прежде всего изнурительный труд. Жизнь на сцене сопряжена с действительными нервными затратами, с учащенным, порой до мятущегося, пульсом, с болями в затылке от перенапряжения и оголенным ощущением нервов. Но всем нам известно, что люди не прощают тех, кто звездно, с блеском отрывается от привычного уровня, не прощают непохожести и неповторимой яркости.
В словосочетании шоу-бизнес есть второе, может быть даже более веское, чем понятие шоу - понятие БИЗНЕС. Бизнес это деньги и немалые. В нашей Стране так и не прижилось профессионально это понятие. Наши певцы и актеры никогда не поднимутся на уровень высокооплачиваемых Звезд Запада, Голливуда и т.д. А в годы реализации Игоря Талькова как певца, музыканта, поэта, о больших деньгах не шло и речи. Он занимался искусством, он творил, он боролся, он сострадал и переживал в своих песнях, тратя свои гонорары на покупку аппаратуры, музыкальных инструментов, оплату музыкантов. Собирая стадионы, получая немалые деньги, он вкладывал их в свои программы. Игорь вел очень скромный образ жизни для эстрадной Звезды, которой он действительно был. Он любил свою работу, своего зрителя, слушателя, растрачиваясь до опустошения на концертах. Это была работа, до которой наконец-то дорвался его творческий организм, работа, которая была ему соразмерна. А главное, в нем была одержимость и сумасшедшая верность своему любимому делу. И талант! Игорь как личность по своим масштабам значительно больше того, что он успел сделать в искусстве. Он был вождем, лидером, духовным центром, сравнимым с настоятелем вот такого монастыря духовной ВЕРЫ.


Мелькают дни, закаты и восходы.
Тебя нет с нами рядом на земле.
Слезами заливается природа,
Замерзшая в холодной октябре.

И ветер о тебе не забывает,
Он как художник с кистью над холстом.
Могильный лапник нежно покрывает
Рябиной и осиновым листом.

Опять грустят плакучие березы,
Идут дожди, иль кружится метель.
Из наших глаз и с неба льются слезы.
Эх, Игорь, где же ты теперь?

Печально смотришь на меня с портрета,
Сидящий по ту сторону дождя.
Нашедший одинокую планету,
Все дальше в бездну, в вечность уходя.

Ты в черной мгле ночного небосвода,
Зажег Звезду, воспетую тобой.
И навсегда для русского народа,
Остался путеводною звездой.

Твоя Звезда нам ближе и теплее,
Ее лучи нам освещают путь,
Во мраке ночи путника согреет,
Не даст в пучине жизни утонуть.

Ты сам не раз, подкинутый волною,
Одолевал штормивший океан,
Грозивший неминуемой бедою,
Ты плыл как настоящий капитан.

Сражался мужественно с жизненной стихией,
Мешавшей выжить в бездне бытия.
ВЕЛИКИЙ СЫН униженной РОССИИ,
Как сможет она выжить без тебя?

А сцена, ты к ней так стремился,
Дошел израненный, измученный тоской,
Не продавался, не превозносился,
Не признавал смиренье и покой.

Боролся, не надеясь на Фортуну,
Шел к зрителю тернистою тропой,
На сцену выходил как на трибуну,
За наши слезы, жертвуя собой.

Хотел, чтобы народ с колен поднялся,
Мог, веря в Бога, справедливо жить.
Поверженный со сценой ты расстался.
Ты знай, тебя там некем заменить!

Осиротевшая гитара замолчала,
Храня тепло и нежность твоих рук.
В глубокой скорби, грусти и печали,
Плывет вдали не спасший тебя круг.

Боль в сердце по тебе не затихает,
Тобой заполнен каждый уголок.
В огне свечи с восторгом я читаю,
Не изданный при жизни "Монолог".

В нем вечный бой - путь жизненный поэта.
Любовь - девиз измученной души.
Стремленье в ПРАВДЕ, к ИСТИНЕ и к СВЕТУ
Я впитываю в сумрачной тиши.

Продолжение следует...
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

Игорь мечтал о свободной России, а попал в криминальную. Разгул бандитизма, легкое приобретение и ношение оружия, без какого-то на то разрешения, стало обычным в кругах деятелей шоу-бизнеса. И этим воспользовались оппоненты Игоря Талькова. Мне сложно сейчас даже предположить заказчика этого убийства, но оно случилось. Игорь мешал многим. Все, что он произносил со сцены, было в основном обличением, желанием разоблачения, осуждения и приговора всем, кто не давал русскому народу нормально жить. А те, кто понимал, что причастны к этому, мелкие, завистливые или слишком высоко взлетевшие и боявшиеся упасть мерзавцы, сделали все, чтобы Игорь замолчал. Они не смогли Игорю простить тех достоинств, которыми сами не обладали, надеясь на то, что Игорь Тальков просто исчезнет, о нем забудут зрители и все встанет на свои места. Но они ошиблись. Видимо, Игорю необходимо было умереть, чтобы всем стал очевиден масштаб этой потери…

Беспощадная пуля прошла через сердце,
Ненасытная смерть овладела тобой.
Но убийца не знал, что обрек на БЕССМЕРТЬЕ
ПЕСНИ, ДУШУ, СТИХИ и ЛЮДСКУЮ ЛЮБОВЬ...

Продолжение следует...
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

Работая над сценариями концертов, меня не отпускала мысль съездить со своей программой в город Щекино, где Игорь родился и рос, о котором много нам рассказывала Ольга Юльевна. И в апреле 1994 года наш коллектив выехал в г. Щекино, чтобы своими глазами увидеть родные, любимые Игорю места, о которых он с такой любовью написал в своей песне «Маленький город».

Вот поезд тронулся, и позади
Остался маленький город.
Смешно, конечно, но только в пути
Я пойму, как он мне был дорог.
Ну, а пока, скорость набрав,
Мой поезд весело мчится.
Это потом я сорву стоп-кран
И сойду, чтоб к нему возвратиться.

Маленький город, маленький город,
С улицами в три дома,
С шепотом тополей за окном,
До боли родной и знакомый.
Маленький город, маленький город,
Ты обо мне скучаешь.
И в колыбели ласковых снов
Детство мое качаешь.

В шуме и гаме больших городов
Я долго буду скитаться,
И ты мне поможешь, как истинный друг,
Не споткнуться, не потеряться.
И под небом далеких стран
Долго мне будешь сниться.
Ну, а потом я сорву стоп-кран
И сойду, чтоб к тебе возвратиться.

Да, я, конечно, сорву стоп-кран
И сойду, чтоб к тебе возвратиться!


Это была трогательная и волнительная для всех нас поездка. С нами ехала на встречу с родным городом мама Игоря – Ольга Юльевна. Мы все переживали, как она перенесет эту встречу, как воспримет прием в городе, где родился Игорь. И наши предчувствия не обманули. Казалось бы, что именно этот город, в котором родился и вырос Игорь, должен был ждать своего земляка.
При организации этой поездки, я по телефону с Директором Щекинского Дворца Культуры обговорила все нюансы: дату приезда, переслала туда афиши, предупредила о приезде мамы Игоря. Так же связалась с другом Игоря по детству, Славой, чтобы он помог афишировать этот концерт, так как работал на радио. Для меня был шоком звонок из Щекино, о том, что пересланные мной афиши не дошли до ДК и не понятно, куда исчезли. Мне пришлось в короткий срок, еще раз посылать в никуда афиши с обликом Игоря.
Когда, много часов проехав по Подмосковью, мы въехали в Щекино, мы радовались всему увиденному. Каждая улочка, каждый дом, казались нам родными. Ведь здесь жил Игорь. Ольга Юльевна показывала нам знакомые ей дома, школу, где учился Игорь, все, что окружало его. Ей был дорог этот город. Там все напоминало ей об Игоре, о его детстве, юности, взрослении.
Проезжая по городу, мы почти не увидели афиш вечера памяти Игоря Талькова. Это нас очень насторожило и расстроило. Больше всего мы боялись за Ольгу Юльевну и не стали говорить ей об этом.
Войдя в ДК, нас радушно встретила его администрация. К нашему сожалению, мы узнали, что билетов продали совсем мало, потому что была плохая реклама. Из 700 мест в зале, продано было только 27 билетов. Тут я поняла, куда делись наши афиши. А когда Слава, друг Игоря, подъехав в ДК, сообщил, что администрация города не разрешила на радио рекламу вечера Памяти Игоря Талькова, я пришла в отчаянье. Слезы брызнули из глаз, но когда простой водитель, Сергей Максимович Былкин, который привез нас в этот город и, в последствии, возил еще в несколько городов России, сказал, что я обязана выйти на сцену памяти Игоря, сколько бы там не было людей, я не стала отменять программу. Мы оформили сцену, установили портрет Игоря, украшенный цветами, поставили свечу. Все было готово. Приехали земляки Игоря, его одноклассники, увидев которых, Ольга Юльевна очень обрадовалась.
Зрителей в зале было немного, но с нами был Игорь Тальков в своих стихах и песнях, он поддерживал нас незримо. Выйдя на сцену, я на одном дыхании, с комом в горле, с рыданиями в душе, читала свои стихи. С экрана Игорь обращался ко всем нам, пел для нас и для своих земляков. Когда закончилась поэтическая композиция, на сцену вышла простая женщина, ее звали тетя Таня, мама Славы, друга Игоря, с которым они выросли в одном дворе. Сколько теплых слов она сказала об Игоре, о маленьком мальчике, выросшем на ее глазах. Это был очень интересный рассказ близкого Игорю человека. Они вместе с Ольгой Юльевной вспоминали дни, годы, прожитые вместе.
Слушая эти воспоминания, я заметила, что постепенно в зал начали просачиваться люди, в основном молодежь. Оказалось, что после концерта должна быть дискотека, но, услышав музыку в зале, ребята тихо заходили и стоя слушали и смотрели на все происходящее на сцене. Народу в конце зала набралось прилично, что нас порадовало. По окончании рассказа Ольги Юльевны, мы включили песню «Маленький город», которую Игорь посвятил городу Щекино. Мы все плакали. Администратор ДК преподнесла маме Игоря большой букет, поблагодарив ее за сына и сказав теплые слова всем нам, организаторам вечера, извинившись за негостеприимность властей города. Мы уходили из ДК сквозь толпу молодежи, которая хоть частично, но увидела и услышала песни, стихи и воспоминания женщины, которая подарила России такого великого сына – патриота, их земляка.
Мы были счастливы, что вечер состоялся. Слава и тетя Таня пригласили нас всех к себе ночевать, и мы с большим удовольствием согласились. Они нам стали родными уже за то, что знали Игоря еще с детства, не как певца, не как патриота, а как соседского мальчика, бегавшего по этим улицам и взрослевшего на их глазах. Это бедные, но очень гостеприимные люди, которые накрыли на стол, накормили нас жареной картошкой и всем, чем был богат их дом. А главным богатством оказались их души, их сердца, в которых жила настоящая светля память об Игоре Талькове. Мы проговорили всю ночь. Вряд ли мы когда-нибудь еще услышим такие воспоминания.
Утром нас Слава повез по местам, где жил Игорь, где стоял барак, в котором жила семья Тальковых. От барака остались только остатки фундамента, камни. Мы взяли себе на память по камешку, а люди, проходившие мимо, недоуменно смотрели на нас, не догадываясь, что это за место, кто здесь родился и жил много лет назад. А для нас оно стало святым, памятным.
Затем, по дороге домой, мы заехали в Ясную поляну. Там стоит Церковь, где крестили маленького Игорька. Ольга Юльевна рассказала нам, как проходило крещение. Вокруг церкви расположено кладбище, на котором похоронены все Толстые, потомки нашего великого писателя, графа Л. Н.Толстого. Недаром говорят, что случайностей в жизни не бывает. На этом же кладбище похоронены родители Ольги Юльевны. Мы поклонились их могилам. Все эти пересечения закономерны для судьбы Игоря Талькова, любившего Россию не меньше, чем его земляк Л.Н.Толстой, и сделавший для своей Родины так же много, насколько успел сделать, если бы не смерть…
Возвращаясь из города Щекино, мы все пришли к выводу, что не зря съездили в этот город, в котором сами давно хотели побывать. Несмотря на издержки поездки, нас переполняли впечатления от увиденного, услышанного, от прикосновения к близким людям Игоря.

Продолжение следует...
наталья
Модератор
Сообщения: 375
Зарегистрирован: Чт 22-09-2005 23:00
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение наталья »

Да, как-буд-то сама побывала в Щекино!
Спасибо, Вам, Людмила!
Ждем продолжения
Не растеряй себя по дороге жизни!
Л.Даниловцева
Сообщения: 165
Зарегистрирован: Вс 14-01-2007 20:12

Сообщение Л.Даниловцева »

В моем архиве хранится много интервью участников акций памяти, взятых телевидениями тех городов, где мы говорили об Игоре со сцены, у участников. Все интервью, рассказы, воспоминания я публикую впервые и без моей редакции.

14 апреля 1995 года мы выехали в город Гжель, в котором Игорь Тальков выступал за сутки до смерти.
Этот концерт снимало телевидение г.Раменское. Спустя несколько дней после этого вечера памяти, на экранах Раменского телевидения и Гжели была показана передача, посвященная Игорю Талькову, которая начиналась такими слова:
«Так случилось, что свой последний концерт, Игорь Тальков дал на сцене Гжельского Колледжа художественного промысла. Отмечалось 60-летие тогда еще силикатно-керамического техникума. Решили пригласить Звезду. Переговоры велись с разными исполнителями, но Судьба распорядилась так, что приехал к ним Игорь. А через сутки после, он был убит. Все мы слышали песни Игоря Талькова. Они появились в годы перестройки, они вселяли надежду в людей в то трудное время. Он стал любимым исполнителем многих. Человеческая, гражданская позиция певца отражалась в текстах его песен. Боль за Родину, Россию, которую он так любил.
Сейчас на эту сцену вернулась память о певце. Его больше нет, но он обещал, что вернется. И люди, которым близко и дорого его творчество, выполнили это обещание. Творчество Талькова будет жить, уверяют они. Музыкально-поэтическая композиция Л.Даниловцевой побывала уже во многих городах. В годовщину смерти певца она проходит в Москве. В этот раз она побывала на Гжельской земле. К сожалению, не смогла принять участие в программе мама Игоря - Ольга Юльевна. Она была одним из самых дорогих для него людей. За Игоря говорили его стихи и песни, говорили люди, которым дорого его творчество».

Мне, как автору программы, очень дороги эти слова, и та благодарность, которая чувствовалась во всех проявлениях и во время концерта, и после окончания. Гжельцы оказались гостеприимными и добрыми людьми. На этот вечер приехала организатор того концерта в Гжели, заведующая Отделом Культуры Раменского района Наталья Алексеевна Черникова. Публикую интервью с Натальей Алексеевной, взятое у нее Раменским телевидением:

- Буквально 5 октября 1991 года на этой сцене состоялся последний концерт певца И.Талькова. Тогда было 60 лет Гжельскому силикатно-керамическому техникуму. И к нам в Отдел культуры обратился Директор Объединения «Гжель» Логинов Виктор Михайлович с просьбой пригласить на праздник звезду эстрады, человека, которого бы все любили и уважали. Я поняла, что это обязательно должен быть Игорь Тальков. Я очень хорошо относилась к его творчеству и чисто как к человеку. Мы попробовали связаться с ним, пригласили его. Он откликнулся и приехал. Мы даже еще сомневались, приедет ли он к нам или нет, переживали. И вот, когда он приехал сюда, и мы встретились с ним, он нас просто покорил. Игорь оказался таким доброжелательным, простым в общении и очень обаятельным человеком. Когда выходит он на сцену, он меняется. Мы смотрим на него как на артиста, как на исполнителя. А когда беседовали с ним, он такой, чувствуется, скромный и очень талантливый человек.
Концерт Игоря буквально нас всех покорил. И мы очень хотели, чтобы он остался на Юбилей, на вечер, на праздничный ужин. Игорь сказал, что очень спешит, опаздывает, как всегда. Что он всю жизнь куда-нибудь опаздывает, что вечером у него поезд в Питер. Мы его отвезли на машине.
А у меня 4 октября был День рождения – 40 лет. И когда мы здесь с Игорем встретились, я ему сказала, что лучшим подарком для меня был его концерт.
«Я не буду с Вами прощаться, я к Вам еще приеду, вернусь на эту сцену со своей группой «Спасательный круг» - сказал Игорь на прощание. И нам всем подарил памятные календари с автографами.
И вот на другой день, буквально 6 числа, в воскресенье, у меня собрались гости. Я всем показала этот календарь с надписью Игоря, поделилась впечатлениями от выступления Игоря. И вдруг вечером, в 21 час передают, что он погиб. Очень сложно передать то чувство, которое я испытала. Я сразу стала звонить в Гжель, был объявлен среди Гжельцев траур. Ведь многие люди слушали его концерт на этой сцене. К счастью, концерт снимали операторы Раменского телевидения. Никто из нас не думал, что эта запись будет последней в жизни Игоря Талькова. Эту запись передали Музею И.Талькова. У нас в Отделе культуры остались газеты со статьей «Оборванная струна». Дело в том, что когда Игорь выступал на этой сцене, у него оборвалась струна на гитаре. А это, говорят, плохая примета. Он очень нервничал, переживал из-за этого, тем более, что он выступал не со своей гитарой.

Очевидцем и организатором концерта Игоря в техникуме, была библиотекарь Самохвалова Надежда Николаевна, которая вспоминает в своем интервью:
- Вечер, в котором выступал Игорь - это была радость, общее веселье. К нам приехали выпускники из самых разных точек, тогда еще Советского Союза. Это была торжественная, радостная встреча.
Игорь очень спешил, как спешил уйти в вечность. Мы прервали
официальную часть, и Игорь вышел на сцену прямо перед президиумом, который был на сцене. Он дал свой последний концерт. Его выступление нашло отклик в сердцах зрителей, сидящих в зале, аплодирующих ему. Он останется в памяти всех Гжельцев, всех тех, кто любит и понимает его, и не только как музыканта, певца, а как человека, имеющего свою гражданскую, жизненную позицию.
Через год после гибели, 5 октября, вместе с Н.А.Черниковой, мы организовали вечер памяти Игоря Талькова на этой сцене.
Я обратилась тогда к местным священникам, чтобы провести панихиду непосредственно здесь, для наших студентов. Два настоятеля наших Храмов отказались от проведения панихиды. Я сказала им, что слово Бог, всегда было на устах у Игоря. Но они сослались на то, что не знали, крещеный он или нет. Крест носить, это не значит быть верующим. Я очень благодарна настоятелю Игнатьевского Храма Святого Георгия отцу Валентину, он был болен, но приехал и провел прекрасную панихиду по убиенному певцу. И не только совершил свой ритуал, а настолько искренне выступил с речью о творчестве И.Талькова, говоря, что он будет жить не только на земле, но и там на небесах.
Мы чтим память об Игоре. Он близок мне своей жизненной позицией, своим характером. Он человек неравнодушный. Можно было продвинуться в творчестве гораздо проще, исполняя заказные песни или свою лирику. И когда в концерте прозвучала песня «Россия», не все одобрили, особенно сидящие в президиуме лица из Исполкома, бывшего Горкома партии. Это было очень заметно.
Игоря надо понимать, ценить его любовь к Родине.
Зрители просили исполнить «Чистые пруды», а он сказал, что это не та песня, которая близка его душе. Песни о России проходили красной линией через его душу, через его творчество. Песня «Россия», как классика, останется в памяти людей.
Очень жаль, что такие талантливые творческие люди, как В.Высоцкий, В.Цой, И.Тальков прожили очень короткие жизни. В памяти всплывают слова: «Жизнь ценится, как басня, не за длину, а за содержание». Жизнь этих прекрасных творческих людей была настолько содержательной. И хотелось бы, чтобы у нас было больше людей с таким взглядом на жизнь.
Так случилось, что когда пошла речь о приглашении Звезды эстрады, мы обратились сначала к В.Добрынину. Вроде бы тоже народный, любимый, но он назвал такую колоссальнейшую сумму за выступление, что мы никак не укладывались в финансовом плане.
И теперь, как мы рады, что к нам на этот концерт, приехал не Добрынин, а Игорь Тальков.

На последнем в своей жизни выступлении в Гжели, Игорь пообещал зрителям вернуться в этот зал. Перед поездкой в Гжель, я написала эти стихи:

Многоголосая весна
Пришла на грешные поляны.
А мне сегодня не до сна.
Болят простреленные раны.

И в новой жизни неземной
Я вспоминаю наши встречи.
И вот сегодня вы со мной.
Спасибо вам за этот вечер.

Я обещал, что к вам вернусь,
И я исполню обещанье.
Я разделяю Вашу грусть,
От непривычного свиданья.

Безумно рад увидеть вас,
И снова спеть на этой сцене.
И в этот вечер, в этот час
Я чувствую сердец биенье.

Сегодня всем вам на века,
Свои я песни завещаю.
И верю, что ни чья рука,
Не дрогнет, Родину спасая.

Россия - боль моей души.
Я знаю, что и вашей тоже.
И в светлый день, в ночной тиши,
Пускай же Бог вам всем поможет.

А наши встречи впереди.
Я вас люблю и так скучаю.
Свои любимые дожди
Вам с неба в песнях посылаю.

Когда за кадром на фоне мелодии песни «Летний дождь», читались эти стихи, все поняли, что Игорь сдержал свое обещание, что он и не уходил, что он в зале, вместе со зрителями, которые пришли на встречу с ним.

Продолжение следует...
Ответить