Памяти Игоря Талькова посвящается...
Статьи


Звезда удивительного свечения


Источник: «Слово» № 91
Дата опубликования: 24-25 ноября 1999 г.
Авторы: Г.Тарловский, О.Калганова


В  ноябре Игорю Талькову исполнилось бы 44 года. Но никто этого вроде бы даже не заметил. По крайней мере, СМИ дружно промолчали. Только в Московском Дворце культуры железнодорожников прошел вечер его памяти.

Гибель Талькова и доныне окружена слухами и легендами. Точную и емкую оценку его творчеству дала Елена Ипатова в своей небольшой по объему, но насыщенной и страстной книжке «Горькая моя звезда», вышедшей в Перми: «Игорь появился на нашей пестрой эстраде крохотной звездной пылинкой. Среди яркого, кричащего, блестящего и активно претендующего на «звездность» он тихо, просто, как-то по-домашнему спел «Чистые пруды». Он был очень неожиданным, уютным, чистым каким-то внутренней душевной чистотой, открытым и незащищенным. Неброская внешность не надоедала, негромкий голос не угнетал, манера исполнения не была навязчивой. Он был таким редким гостем на эстраде, что не вызывал чувства пресыщения, всегда был долгожданным и всегда оправдывал это ожидание. Глубокий и серьезный поэт, тонкий и чуткий композитор, очень органичный, предельно искренний исполнитель. Звездная пылинка при внимательном рассмотрении оказалась звездой редкой величины и удивительного, завораживающего свечения».

В  1987—1991 гг. И. Тальков принял участие более чем в сотне гастрольных поездок, 64 крупных концертах. Снялся в документально-игровых и художественных фильмах: в «Князе Серебряном» сыграл главную роль, в ленте «За последней чертой» — роль мафиози. После гибели Талькова в трех вышедших книгах «Монолог», «Я воскресну и спою», «Я вернусь» опубликовано 83 стихотворения.

Тальков — культурное явление, проявление глубинной сущности русского человека. Тальков писал и пел не о себе — о России, и потому он — бард, он — нация, он — мы.

Игорь Тальков говорил: в отличие от западного русский человек в одиночку счастлив быть не может, потому Запад не понимает его. Запад удивлялся, когда в 20-е годы недобитые буржуи и бывшие белые офицеры в парижских кафе при свечах со слезами на глазах пели «По долинам и по взгорьям!». Потому что это не песни, а Родина. Белые, красные, зеленые —классификация была негодной уже тогда. Вот и рок-бард И. Тальков был любим и уважаем всеми — и представителями традиционных мелодических жанров, и советскими поэтами-песенниками, и музыкально невежественными толпами рок-фанатов.

Не гений, говорят. До бардовского масштаба Окуджавы, Высоцкого не дотянул-де. Но от того, что жил и писал Пушкин, творения Жуковского и Баратынского не стали хуже. Тальков был умным, честным, симпатичным молодым человеком. Занимался спортом, всегда находился в хорошей физической форме, отличался высокой работоспособностью и отдачей на сцене. Имел дружную семью. Погиб в 35 лет, немного не дожив до коварной пушкинско-байроно-маяковской цифры 37. Не забыли мы его.

Нужно было застрелить Игоря Талькова, чтобы мы задумались, почему ныне на русской эстраде царят безголосый нечесаный крикун-бисексуал и лишенный слуха немытый гермафродит, охрипшие от повторения одних и тех же бессмысленных фраз? Что творится? Мы, культурные русские люди, обсуждаем какую-то заокеанскую бабенку Монику и секс-гиганта Билла, а русскую песенную культуру отдаем на растерзание.

Мелодичный и самоотверженный борец с фонограммами Тальков мог зародиться и погибнуть только в нашей тысячелетней соборной культуре с культом Правды, Справедливости и Жертвенности. Без фонограмм, лазерных лучей и дымовых завес 99 процентов современных эстрадных певцов и музыкантов были бы вынуждены покинуть сцену. Только поэтому бард Тальков был обречен...

Поэт Тальков замечательно читал и исполнял свои стихи под музыку. Хорошее чтение или пение собственных произведений — наша национальная традиция, идущая от Бояна Вещего. Вспомним, Пушкин читал со вкусом, выразительно и плавно, смакуя особенно удавшиеся места, известны его знаменитые публичные чтения грибоедовского «Горя от ума» и собственного «Бориса Годунова». Лермонтов выступал перед императрицей с чтением «Демона» и отрывком «Маскарада». Он читал настолько хорошо, что Николай I и шеф жандармов И.Х. Бенкендорф, возмущенные поведением главных героев, простили ему «Смерть поэта» и вежливо попросили примерно наказать Демона за совращение княжны Тамары, а в драме «Маскарад» — «принять меры к примирению Нины и Арбенина». Великий Блок изумительно читал с эстрады свои поэмы. У Есенина был дикторский баритон, схожий по тембру с голосом великого чтеца и актера В. Качалова. Бас Маяковского был густ и неподражаем.

Пусть писание и чтение стихов не всегда заканчивалось для классиков благополучно: Лермонтова, в конце концов, сослали, Гумилева расстрелял и, Есенину запретили публиковаться... Потребность бардов самовыражаться сильнее смертельной опасности. Талькову повезло: о его стихах тогдашние власти не говорили. Газеты были заняты судьбой растаскиваемой страны и не успевали реагировать на бардовские выпады.

Роль бардов усилиями радио, телевидения, печати, Интернета возросла необычайно.
Но:

С веселым шумом листопад
проносится по саду,
зовет куда-то чей-то взгляд,
но мне туда не надо,
и круг врагов безмерно мал,
а круг друзей все шире,
но все приходит поздно в этом мире.
Поздно!»

И. Тальков. «Спасибо».

 
Ru     En     It
     Fr    
Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общение
 
 

Контакт
 

www.Talkov.info © 2002 - 2024

Яндекс цитирования
Rambler's Top100