Памяти Игоря Талькова посвящается...
Статьи


«Они уходят вдаль, но никогда не умирают..»


Источник: статья прислана автором
Дата опубликования: 10.11.2006
Автор: Авилова Лена


Каждая эпоха остаётся не только в параграфах учебниках истории, документах, архивах и колонках энциклопедических статей. История как текстовая категория может, да не только может, но и интерпретируется, так как зачастую угодно той или иной системе.

В этом случае куда более важно говорить о тех людях, которых, перефразировав классика, можно называть героями своего времени. Только пережив, можно показать через призму своей души, с огромной долей субъективной, но настолько жизнеутверждающей энергией, показать историю своей Родины.

Безусловно, Игоря Талькова, без доли сомнения, можно называть героем времени абсолютного, без тавтологии не обойтись, безвременья. Как не парадоксально, но гении всегда появляются в переломные эпохи, им предстоит пережить сложный этап, чтобы дать возможность будущему, но навсегда остаться на этом перепутье. Вспомним конец восьмидесятых – начала девяностых, когда социалистическая система дала трещину, но страна ещё только пыталась встать, как это принято называть сегодня, демократический путь дальнейшего развития. И тогда, казалось, можно было говорить о чем угодно, и говорить так, как раньше не говорили. Понятие демократии подменилось понятием вседозволенности. Стилизация западной попсы, которая обернулась банальным использованием джентльменского набора слов: boy, girl, very good и т.д.

Но Тальков воспринял эту эпоху не как возможность сказать так, как до этого было нельзя. А как возможность обернуться назад, обратиться к истории и попытаться понять её причинно-следственную связь.

И, наверно, не правы, будут те, кто скажет, что поэзия Талькова – остро социальная. Глубина психологизма и образность позволяют вывести творчество Талького из таких узких рамок как поп-культура.

Счем или с кем боролся поэт, вооружившись словом, пытался пойти против устоявшихся стереотипов в общественном сознании.

Мне бы хотелось посмотреть на творчество Талького под другим углом, не через призму социальной проблематики, а попытаться определить тот духовный потенциал поэта, который позволял писать именно так, а не иначе.

Пвсего, необходимо сказать, что одним из ключевых мотивов всего творчество Талького является мотив памяти. При чем память в контексте его творчества функционирует на двух уровнях: уровне личностного восприятие (личная память) и историческая:

Ты не огорчайся, что твои слова
Я всерьёз не принимаю.
Память очень часто бывает не права,
То, что было, украшая.

Я приглашу на танец Память,
И мы закружимся вдвоём,
И вместе с нами, вместе с нами
Помолодеет старый дом,
Ну а когда погаснут свечи
И за окном рассвет вздохнёт,
Произнесёт: "До скорой встречи", -
Мне тихо Память и уйдёт.

Важную функциональную роль в поэтическом контексте играет память как историческая категория. Здесь этот мотив функционирует на уровне обращения к прошлому и попытки его оценки. Безусловно, значимой в этом смысле является композиция Россия:

Священной музыкой времён
Над златоглавою Москвою
Струился колокольный звон,
Но, даже самый тихий, он
Кому-то не давал покоя.
А золотые купола
Кому-то чёрный глаз слепили:
Ты раздражала силы зла
И, видно, так их доняла,
Что ослепить тебя решили.

Мотив памяти обуславливает появления мотива утраты прошлого. С этой точки зрения становится понятным постоянная апелляция лирического «я» к детству:

Первый лом – мой родной дом
Окутан светом и теплом,
В нем живёт моё детство.

Здесь становится очевидна романтическая концепция двоемирия. В рамках которой именно детство ассоциировалось с гармонично устроенным миром, разрыв с которым в романтической эстетике воспринимался как потеря жизненных ориентиров («Страна детства»)

В этой всегда счастливой, счастливой, счастливой стране
Сказочной стране
Там тёплые метели,
Крылатые качели,
Цветущие сады
Там каждый день рождаются мечты.
Мы взрослеем и уходим кто куда,
Расставаясь с этой сказочной страной
Наши самые счастливые года

Если говорить о лирике Игоря Талького, то здесь нужно говорить не о следовании тем или иным литературным традициям, скорее всего, речь идёт о романтическом типе сознания, который и определяет бунтарское отношение к действительности.

Очевидным в творчестве Игоря Талькова является приём олицетворение. Так образ памяти оживает и обретает человеческие черты:

Когда зажигаются звёзды в небе ночном,
Память напрошенным гостем приходит в мой дом:
Тихо войдёт, свечи зажжет, музыку включит
И беседу начнёт.

Резюмируя выше сказанное нужно отметить, что память в контексте творчества Талького можно понимать как возможность сохранения исторического прошлого. Но с другой стороны, здесь появляется и диаметрально противоположный мотив – мотив наказания памятью:

Жизнь наказала, видно не зря долгой памятью всех.

Обусловлен этот мотив, вероятно, осознанием собственного творчество на грани онтологического распада. Следствием этого является ещё один важная деталь для анализа творчества Талького - мотив несвоевременности, реализующийся двух уровнях: в более широком плане - историческая несвоевременность и в узком – несвоевременность любви.

С первой точки зрением, речь идёт об осознание себя и своего поколения, как потерянного, обманутого:

О, генеральская тетрадь,
Забытой правды возрождение
Как тяжело тебя читать,
Обманутому поколенью.

Или как несвоевременности собственного творчества:

Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а - гениев.

Так же в творчестве Игоря Талького присутствует понимании любви, как несвоевременного чувства:

Несвоевременность – вечная драма,
Где есть Он и Она.

Скажи, откуда ты взялась,
Моя нечаянная радость,
Несвоевременная страсть,
Горькая сладость?

Но, ты опоздала, а не она,
Та, что пришла до тебя.
А жизнь нам осталась, та, что должна,
Коль мы расстаемся любя.

Обо всех поэтико-эстетические принципах творчества Талького можно говорить очень много, куда проще процентировать его, ставшие уже назывными, строки:

А когда затихают бои,
На привале, а не в строю,
Я о мире и о любви
Размышляю и пою.

Этим, наверно, и обуславливается двойственность его поэзии.

И в заключении хотелось бы сказать, что всё творчество Игоря Талького нельзя ограничить лишь острой социально-политической проблематикой. Каждая строка его стихотворения, каждая звучащая фраза, наполнены такой чувственностью, что ограничить их жёсткими рамками скупой социальной проблематики нельзя. Да и исторический идеал не воспринимается с точки зрения опредёлённой идеологии (будь то, монархическая или демократическая). А как исконно русский талантливый художник Тальков живописует чистый православный образ Росси. И наверно здесь как нигде будут уместны его слова из книги «Монолог»: «Если я кому-то и служу, то только Господу Богу, и отчитываюсь за содеянное в этой жизни только перед Всевышним».

И всё же для творчества Талького характерен интерес к национальной тематике, будь то отклик на события современные автору, взгляд в глубь отечественной истории или христианское осмысление русской темы. Тревожась за судьбу страны, Игорь Тальков создавал стихи-песни, внятные каждому неравнодушному россиянину, предупреждающие об опасности забвения собственных истоков. И закончить статью, хотелось бы двумя четверостишьями современного барда Г. Куркова:

Рубиновых звёзд меркнет свет. Матерясь,
Бежит по России свобода.
Доносится с мест: долгожданная власть
Даёт небывалые всходы.

И смутная весть неспроста завелась
В стенах новозданного храма:
Возносится крест, чтобы снова упасть
Под ноги грядущего Хама...

Используема литература:
1. И. Тальков. Стихи. Тексты песен. Минск, Самиздат. 1992.


 
Ru     En     It
     Fr    
Содержание
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общение
 
 

Контакт
 

www.Talkov.info © 2002 - 2024

Яндекс цитирования
Rambler's Top100